Головокружительные трюки на самокатах требуют не только ловкости, но и подходящей по всем параметрам модели. Если райдеры будут использовать обычные модели, то избежать травм вряд ли удастся. Поэтому для экстремального катания подходят только кикскутеры или иначе трюковые самокаты. В их основе лежат особо прочные элементы, а изготовление всех моделей требует соблюдения ряда жестких стандартов.
Устройство и особенности трюковых самокатов
Самокатом называют устройство для передвижения по плоской поверхности путем отталкивания ногами от нее. Состоят из руля, платформы, двух колес, тормоза. В некоторых моделях высоту руля можно регулировать в зависимости от роста, а часть из них имеет складной механизм.
Трюковый самокат имеет практически те же самые основные части, что и обычный, но в нем не предусмотрен складной механизм, а руль не регулируется. Это предотвращает нежелательное изменение конструкции во время трюков, то есть снижает риск травмы.
Главные элементы трюковых моделей самокатов:
- Дека. Это платформа, на которую ногами опирается катающийся. К неразборной доске крепят рулевую колонку, тормоз, заднее колесо и вилку с компрессией. Ширина деки может быть любой, ее нужно выбирать так, чтобы райдер мог удобно расположить на платформе ноги;
- Вилка. Удерживает переднее колесо, соединяется с декой через рулевую колонку и закрепляется компрессионной системой. Изготавливаются вилки из алюминия или стали. Алюминиевые весят мало и считаются более надежными. В стальных вилках отдельные элементы закрепляются методом сварки, используют их обычно в бюджетных самокатах;
- Рулевая колонка. Функция — изменение положения руля во время катания и трюков. В колонке есть два подшипника, один из которых находится наверху в стакане, другой снизу;
- Система компрессии. Обеспечивает сжатие, за счет которого вилка в стакане фиксируется в вертикальном положении. В трюковых самокатах используется разные виды компрессии:
- Резьбовая. Недорогая система, в которой вилка удерживается гайкой;
- SCS. Вилку и руль удерживает хомут. Зажимается компрессия установленными в вилке якорем и болтом. SCS — надежная, но вместе с тем дорогая система;
- KS(ICS). Якорь находится в руле, компрессионный болт проходит снизу-вверх в вилке. KS подходит для большинства конструкций вилок и рулей. Эта система легкая и недорогая;
- HIC(iHIC). Сочетает технологии KS и SCS компрессии. Подходит для самокатов oversize класса.
- Зажим (хомут). Фиксирует руль относительно колеса (переднего);
- Руль. Основная функция — управление самокатом. Складываться в трюковых самокатах он не должен, поэтому его всегда подбирают под собственный рост и стиль катания. Формы руля разные:
- В виде буквы Т. В конструкции используется минимум элементов, поэтому Т-образная деталь легкая. Рули этой формы подходят для начинающих спортсменов, детей. Но при высотных прыжках не исключается деформация в том месте, где основная труба соединена с несущей;
- Y-образные. За счет дополнительных подпорок нагрузка распределяется равномерно, поэтому такой руль подходит и для сложных трюков;
- Bat-Wing. Бэтвинг — самая прочная конструкция. Нагрузку приходится в основном на изогнутые трубы. Самокаты с таким рулем оптимально по характеристикам подходят для прыжков с трамплинов;
- Грипсы. Резиновые накладки на руль. Смягчают удары при приземлении, помогают в нужном положении удержать руль. Изготавливаются из мягкого, но при этом нескользящего материала;
- Колеса. Диски чаще всего из алюминия, а обод из полиуретана. Стандартный размер — 110 см, хотя встречаются модели и с большим или меньшим диаметром колес;
- Подшипники. Обеспечивают вращение колес с минимальным трением;
- Шкурка. Так называют шершавую деталь, закрепляемую на деке. Обеспечивает прочную фиксацию подошвы обуви с платформой;
- Пеги. Это цилиндры из стали, пластика или алюминия, расположенные с обеих или одной сторон самоката на одной линии с колесами. С их помощью делают на самокате различные трюки;
- Тормоз. Расположен сзади, приводится в действие нажатием ноги. В некоторых моделях вместо тормоза установлен фиксатор-футфендер.
Виды трюковых самокатов
В кикскутеринге используются 3 вида самокатов:
- Стрит модели. Легкоуправляемый транспорт с небольшими и не слишком жесткими колесами. Подходят для использования на бетоне, асфальте, поэтому могут выдержать высокие нагрузки;
- Парковые. По конструкции подходят для трюков на ровном покрытии, например, в скейт-парках. Диаметр колес парковых моделей от 110 до 125 мм, они демонстрируют максимальную устойчивость и обеспечивают быстрый разгон;
- Дерты. Модернизированные самокаты с большими колесами, которые отличаются широким протектором. Высокая проходимость позволяет использовать такие модели на бездорожье и для катания по неровным дорогам и в парках.
Выбирая трюковой самокат нужно обратить внимание на материал основных деталей, надежность соединений и предназначение модели. Основные производители кикскутеров — компании XAOS, Razor, Tech Team, Fox Pro, Oxelo, JDBug.