0 Корзина 0 руб.
Прайс–лист обновлен 29.03.2024 скачать
Способы оплаты
Способ оплаты
Динамика курса USD
ЦБ РФ, руб.
Дата Курс Изменение
29.03.2024 92.26 -0.330

Как выбрать педали для велосипеда

Педаль велосипедаДля удобства и безопасности езды на велосипеде первостепенную роль играют рама и педали. Основная их характеристика — высокая прочность. Но давайте обратим внимание на педали как на велозапчасти: как они устроены, какие бывают, на что обратить внимание при выборе, и еще кое-что важное.

Люди, которые впервые самостоятельно выбирают велосипед, не считают педали особо важной частью ввиду их незначительных размеров. Но педаль может просто сломаться уже при первой нагрузке, когда на нее станет человек весом в 120 килограмм. На педали велосипедист и при езде опирается всем весом, при этом нагрузка может увеличиться еще вдвое при резком подъеме после скоростного спуска.

Чтобы покупателю понять, как выбрать педали для велосипеда, ему следует в первую очередь руководствоваться таким критерием, как стиль катания. Если это обычная езда по городу, в парке или просто из дома на работу и обратно, то выбор педалей значительно увеличивается. Однако специальные педали необходимы для фигурной езды, катания по пересеченной местности, на высоких скоростях. В таких случаях не обойтись без контактных педалей, шипов или туклипсов, а также специальной велосипедной обуви, чтобы она была совместима с определенной моделью педалей.

Устройство педалей велосипеда

Одной из главных составляющих шатунной системы велосипеда, которая принимает на себя мышечное усилие и вес велосипедиста, являются педали. От них усилие передается на шатуны, далее на ведущий кареточный вал, и через трансмиссию на ведомую каретку заднего колеса. Учитывая всю цепочку последовательностей, на педали приходится 50% нагрузки, поэтому основная их характеристика — прочность.

Устройство педалей велосипедаКонструкции бывают разными, но в целом устройство состоит из общих основных элементов:

  • корпуса;
  • центральной резьбовой оси;
  • подшипников;
  • шипов;
  • рамки;
  • винтов.

Колпачки, катафоты со светоотражателями, шипованные накладки, это также составляющие педалей. И хотя их считают дополнительными элементами, они такие же важные, как и основные.

С обеих концов центральной оси есть резьба, внутренним концом ось вкручивается в шатун, с левой стороны к ней крепится втулка корпуса с подшипником; на внутренней стороне корпуса есть такая же втулка с еще одним таким же подшипником. На левой педали резьба всегда левая, то есть закручивается она в шатун против часовой стрелки, на правой — правая, обычная. Ввиду этой особенности товары продаются всегда в комплекте. Чтобы их не перепутать при установке: на левой есть маркировка в виде литеры «L», на правой — «R». Заметим, что иногда резьба делается слегка конусной, таким способом крепления обеспечивается надежность, чтобы педали при езде не откручивались произвольно. Получается, что в процессе эксплуатации, особенно педалей в горных велосипедах, они сами по себе затягиваются на резьбе наглухо, и при ремонте, когда их нужно снять, то это сделать не так просто.

На шариковые подшипники, которые расположены на центральной оси по обеим сторонам, накручиваются конусные гайки, которыми регулируют затяжку подшипников. Затяжку делают так, чтобы не было люфта, но чтобы педаль свободно вращалась. С двух концов оси на резьбе прорезаны пазы, в которые заходят загнутые выступы фиксирующих шайб; они устанавливаются между конусными гайками и наружными контргайками. Места на центральной оси под подшипники и конусные гайки закаливают, а трущиеся стороны шлифуют и полируют. Утечка велосипедной смазки с подшипниковой полости предотвращается резиновыми или пластиковыми сальниками.

Ширина педали может зависеть или от длины центральной оси, или от удлиненного корпуса на укороченной оси. Второй вариант может быть видоизменен: корпус такой же длины, как и ось, но с внешней стороны корпуса навинчивается наконечник. Он может служить как расширителем или как ограничителем для велообуви, чтобы она не соскальзывала.

Как видим, педали, это не такие простые устройства, как обычно всем кажется на первый взгляд. Они различаются по назначению, размерам, дизайну корпусов, рельефам поверхностей, материалам, качеству и цене.

Виды

Платформенные

Педаль платформеннаяЭтот вид велопедалей с пластиковым корпусом самый простой, потому ими комплектуют недорогие и средней цены простые комфортные велосипеды — городские, прогулочные. Но и у таких педалей есть плюсы:

  • для них не нужна специальная обувь;
  • при падении с велосипеда можно сразу легко спрыгнуть;
  • новичкам хорошо учиться езде на велосипеде;
  • хороши для детей;
  • дешевые.

У платформенных «топталок» самая длинная история от появления до усовершенствования в своем ценовом сегменте. Вопреки устоявшемуся мнению об их ненадёжности, не всегда эти педали быстро ломаются. Сейчас изобрели довольно прочные пластики. Это велопедали общего назначения. Несколько дороже платформенные в металлическом корпусе, есть и в алюминиевом, с шипованными переборками. Выглядят они довольно прилично, и при этом стоят недорого.

Контактные

Название «контактные» подразумевает контакт с велосипедной обувью. Эти педали по большей части продаются как велозапчасти, в специализированных магазинах вместе с экипировкой для велолюбителей. Чтобы кататься на велосипеде с такими педалями, нужна некоторая сноровка, но, если такая практика уже есть, то езда будет доставлять только удовольствие. Вот некоторые их плюсы:

Педаль контактная

  • эффективность езды заключается в полной передаче энергии мышц по всей окружности хода шатуна;
  • у велосипеда повышается управляемость на спусковых и подъемных поворотах, при прыжках;
  • хорошо подходят для экстремальной езды;
  • небольшой размер.

Чаще всего такие модели покупают профессиональные спортсмены, поскольку они имеют конкретное назначение и стоят намного дороже платформенных.

МТБ-контакты — для райдеров, чтобы им лучше было контролировать велосипед в экстремальных ситуациях. С такими контактами у велосипеда возрастает мощность, он становится маневреннее. К контактным педалям нужна специальная обувь, чтобы совпадали шипы и отверстия на переборках и подошвах. Шипы находятся на педалях, а отверстия утоплены в подошвах, из-за чего удобно и ездить, и ходить.

Если расположение шипов не совпадает с отверстиями, то на некоторых моделях предусмотрено их смещение при помощи винтов. Существуют модели с поворотными шипами; при педалировании у каждого человека свой угол поворота стопы и, чтобы было удобнее ездить, шипы можно повернуть под нужным углом и зафиксировать. Шипы могут быть также фиксировано направленными во время езды; шипы выстегиваются подъемом-поворотом пятки. Такие системы продаются в качестве дополнительной опции.

Контакты для шоссейников позволяют увеличить скорость езды из-за лучшего контакта обуви с педалью. Разные модели имеют разное количество шипов специально под определенную обувь. Стоит знать несколько особенностей, чтобы понимать, как подобрать педали контактного типа. Стандарт — 3 шипа, они называются Look (по названию компании, внедрившей это новшество). Есть также модели Shimano, SPD-SL с большим числом шипов или разных по высоте. Некоторые шоссейные контакты имеют вместо шипов углубления, для них нужна шипованная обувь. С ними ездить удобно, чего нельзя сказать о ходьбе.

Педаль для горных велосипедовВ контактах с тремя большими шипами преимущество в том, что нога быстро становится на место, потому прикладываемая к педали сила получается моментальной. Шоссейный велосипед таким образом становится динамичнее, что важно на спортивных соревнованиях.

Комбинированные

Эти педали специально разрабатывались для горных велосипедов. У них объединены преимущества платформенных и контактных типов: есть несложный зажимной механизм и широкая платформа. Зажимы обычно съемные.

Конструкция комбинированных — сложнее других видов, из-за чего и масса их больше. Но для MTB-велосипедов этот критерий не существенен, некоторые проблемы только в комбинированных комплектующих, которые не всегда совпадают по креплениям. Но это лучший вариант для экстремальной езды по пересеченной местности.

Складные

У этого вида — конструкция необычная с поворотным складывающимся механизмом. Они удобны при транспортировке прогулочных велосипедов вручную в стесняющих условиях или для хранения в малогабаритной квартире, чтобы не мешать проходу.

Складные педалиСкладными педалями комплектуют складные велосипеды. Шарнирные механизмы не особо влияют на надежность, так как они устроены довольно просто, выполнены из металла или прочного пластика с металлическими втулками. При езде также не создают проблем. Главное преимущество велосипедов со складными педалями — удобство хранения.

Выбор

Педали нужно подбирать исходя из того, какое катание намечает пользователь. Для экстремальной езды лучше подойдут комбинированные модели, для шоссейной — с туклипсами, чтобы усилие мышц использовалось по всей окружности хода, то есть не только при нажатии вниз, но и при подъеме ноги вверх. А общие советы касаются всех видов педалей. При выборе важны:

1. Вес. Хотя педали не являются громоздким элементом велосипеда, но лишние пару килограмм могут помешать в достижении спортивного результата или при преодолении затяжных подъемов в путешествии. Самые легкие — пластиковые. Алюминиевые тоже не слишком тяжелые, но дороже.

2. Уход. Чем проще конфигурация корпуса, а пространства в нем открытые, тем легче очистить педаль от грязи.

3. Регулируемость. Этот фактор важен, когда нужно быстро сменить крепления или пластины с шипами. Если такой необходимости нет, то подойдут относительно недорогие контактные, гибридные модели.

4. Долговечность. В металлическом корпусе и на промподшипниках самые надежные. Срок эксплуатации значительно продлевается, если чаще производить техническое обслуживание, а его тем удобнее проводить, чем проще конструкция.

Обслуживание

Основные очевидные неисправности педалей — затрудненный ход, скрип, люфт. Все они исходят от выхода из строя подшипников или износа корпуса, реже — срыв резьбы на оси. Чтобы не допускать преждевременных проблем, их необходимо периодически обслуживать.

Плановое обслуживание заключается в смазке и подтяжке зажимных втулок и винтов на корпусе. Принцип устройства всех велопедалей одинаков, различия только во внешнем виде. Если педаль начала туго вращаться, это первый сигнал о том, что необходимо провести обслуживание без полной разборки, хотя в некоторых случаях без таковой дело не обходится.

Для смазки подшипников, при быстром обслуживании, применяют жидкие масла. Но в подшипниках используются густые смазки — солидол, литол. Выкрутить педали из шатунов несложно, если есть специальный ключ, нужно только не забывать, что на левом шатуне левая резьба, а на правом обычная правая. Левую ось нужно отвинчивать поворотом по часовой стрелке, правую — против часовой.

Для откручивания нужен рожковый ключ на 15 мм шириной не более 12 мм. Если ось чрезмерно затянулась в процессе долгой эксплуатации велосипеда без ремонта, то ее бывает проблемно открутить. Для этого существуют специальные аэрозоли для разжижения прикипевшей резьбы, можно воспользоваться тормозной жидкостью. Если ключа на 15 нет под рукой, тогда ось откручивают разводным ключом.

Откручивание велосипедных педалей

С внешней стороны, по центру втиснута пластиковая заглушка, ее нужно поддеть заостренным инструментом и снять. В некоторых моделях она металлическая, и для откручивания необходим специальный штыревой ключ. Для дальнейшей разборки будут нужны торцевые ключи.

После разборки следует хорошо осмотреть все детали на предмет трещин, потертостей, деформации. Но сначала их нужно очистить при помощи солярки, протереть и немного просушить. При разборке важно не потерять мелкие элементы: шарики, чашки, конусы, шплинты. Испорченные детали необходимо заменить, а деформированные подправить. В углубления для подшипников и сами подшипники набивается смазка. Лучше всего ЦИФТИМ 201 или Литол 24, но подойдут и другие, подобные им.

После обслуживания сборка выполняется в обратном порядке. Ничего особо сложного в разборке и сборке нет, как бы конструкция не выглядела замысловато внешне. Сложность будет только в том случае, если в конструкции обнаружены полностью изношенные или сломанные детали. Но их быстро починит мастер.

Лучшие модели

Shimano GR-500

Этот японский производитель известен практически всем велолюбителям из-за того, что его изделия не только выполнены из качественных материалов, но удобны в катании, просты в обслуживании и ремонте. Это относится в том числе и к педалям.

Педали Shimano GR-500

Эта модель сделана из алюминиевого сплава, она прочна, универсальна, на промподшипниках (закрытого типа). Shimano GR-500 предназначены для экстремальной езды. На переборках имеются высокие шипы под специальную обувь, но они не мешают при педалировании и с обычной обувью. Срок службы — до 7 лет при интенсивной эксплуатации.

BBB Trail-Ride

Лучшая модель из числа платформенных, для прогулок. Алюминиевый корпус делает их легкими и прочными. С обеих сторон плоскостей вместо шипов имеются углубления, в которые можно при необходимости вмонтировать встраиваемые шипы. В конструкции применены гибридные подшипники.

Педали BBB Trail-Ride

Mavic Crossmax XL

Модель предназначена для профессиональных спортсменов. Эти педали для велосипеда отличает оригинальная узнаваемая конфигурация корпуса из алюминиевого сплава. На шипованных переборках крепятся туклипсы. Шипы можно заменить или вовсе снять, что позволяет использовать Mavic Crossmax XL не только в спорте, но и для других видов катания.

Педали Mavic Crossmax XL

Exustar BMX

Немецкие фигурные «топталки» на «промах». Привлекает взгляды минималистичный дизайн с двумя полукруглыми переборками. Алюминиевый корпус и простой механизм снижают вес. Тонкие переборки с отверстиями некоторых пользователей смущают, однако зря — в процессе эксплуатации уже многие убедились, за что были уплачены деньги.

Педали Exustar BMX

Надеемся, наш обзор станет для вас лучшим руководством в том, какие педали лучше выбрать для велосипеда, но и поможет получить удовлетворение от катания.