Как выбрать гибридный велосипед, чтобы на нем было комфортно и на работу ездить, и по городу кататься, и на природу при случае поехать? Все эти задачи решит универсальный гибридный велобайк — изобретение современности. Эти велосипеды прочны и выносливы, имеют все «навесы», необходимые для путешествий:
- Багажник;
- Крылья;
- Держатели для емкостей, насоса и навигационных приборов;
- Сумку для ремонтных принадлежностей;
- Подножку;
- Фары, катафоты;
- Пружинное седло.
Цель владельца гибридного байка — туризм. По большей части. На таком велосипеде можно легко преодолевать протяженные подъемы, медленно спускаться при помощи дисковых тормозов, уверенно себя чувствовать на горных или лесных дорожках, да и можно с ветерком промчаться по трассе.
Гибриды, это самые комфортабельные велосипеды во всех отношениях, сочетающие в себе характеристики со всех остальных типов байков понемногу — шоссейника, МТБ, городского. По сути, это горный велосипед, только в облегченном варианте. Его отличительные качества:
- удобная конфигурация рамы, чтобы на ней размещать различные крепления;
- прямой выносной руль с Г-образными грипсами;
- хорошая амортизация;
- надежные дисковые тормоза.
Визуально гибридный велосипед можно определить по типичному багажнику и облегающим колеса щиткам. Хотя багажниками комплектуются не все модели, и щитками пользуется не каждый, но крепления для них предусмотрены. Колеса по окружности ободов с шинами выглядят не слишком утолщенными, но и не тонкими как у «чистых» шоссейников. Ширина шин обычно не превышает 45 мм, но не менее 32 мм, обода — двухслойные. На шинах может быть гладкий рисунок или выраженный протектор. Велогибриды со стальной рамой весят обычно 15 кг, в снаряженном состоянии — в пределах 25-35 кг.
Посадка велосипедиста на гибриде прямая, со слегка наклоненным вперед корпусом. В зависимости от предпочтений ездока седло может быть поднято как у кроссового велосипеда или опущено как у BMX. Требования к гибридам растут перманентно, из-за чего и рынок наполняется всё лучшими и лучшими образцами. Нельзя гибриды ограничить какими-то рамками, в них может быть включено практически всё. Это принципиальная особенность такого типа велосипедов. Одни модели сочетают шоссейный велосипед с горным, другие горный с городским, у третьих наблюдаются черты круизера, а одно может преобладать над другим.
Плюсы и минусы
Гибридные велосипеды лишены недостатков горных, у них сочетаются только их преимущества. Конструкция идентична МТБ, иногда его можно принять за горный велосипед, особенно, если он без щитков и багажника. Но при детальном осмотре всё становится на свои места:
- 16 скоростей;
- амортизационная вилка в конусообразной рулевой колонке;
- характерный прямой руль с выносом;
- дугообразная верхняя перекладина рамы;
- массивное седло;
- дисковые тормоза.
Характерны и конструктивные элементы. Нижняя перекладина рамы утолщена, в некоторых моделях в нее спрятаны тросы на переключение передач передней звезды и задних тормозов. Под верхней перекладиной или в ней и далее по перу проходит трос на переключатель задних передач. Электрические провода обычно спрятаны в полость рамы.
Недостатки
У гибридов высокий показатель аэродинамического сопротивления. Это объясняется наличием навесного оборудования, которое добавляет еще и вес. Этому виду велосипедов характерны массивные рамные трубы. Даже алюминиевые модели весят больше, чем такого же типа классические.
Гибридные байки не отличаются высокой скоростью, хотя у них и неплохой накат. Прямой типичный руль не способствует широкому способу расположения рук. Хотя МТБ-гибрид и рассчитан на бездорожье, но он уступает классическому горному велосипеду.
Виды
Чтобы узнать какой гибридный велосипед лучше выбрать для намеченных целей, стоит разобраться в их видах. Разные производители выпускают гибридные велосипеды со своими особенностями. Они могут относится практически ко всем частям: конфигурации рамы, типу тормозов, устройству манеток, количеству передач, конструкции седла. Всё это определяет вид гибридного байка.
MTB-гибрид
Это родоначальник общего гибридного класса. Этим экземплярам характерна типичная рама МТБ, каретка с промподшипниками, вогнутые задние перья. Обычный размер колес — 26 дюймов, реже — 28, двухслойные обода, ширина шин 42 мм. Основная ставка производителя направлена на прочность рамы и передней стойки. Этот комфортный велосипед предназначен для дальних поездок, велопоходов, включая бездорожье, где чрезмерные нагрузки — обычное дело.
Трекинг-байк
В этой вариации гибридов каждый производитель видит необходимость конструктивных изменений по-своему. Совершенствованию нет предела, что особенно заметно в дорогих моделях. Это гидравлика тормозов, бесшумные задние кассеты, промподшипники в каретке, колесных втулках, педалях и даже в рулевой колонке. Крепления на колесных втулках и седельном штыре — эксцентриковые. Прямой по горизонтали руль дополнен согнутыми в дугу рукоятками.
Но и в таких велосипедах не обходится без минусов: стальная рама удешевляет велосипед, она прочная, но тяжелая. Несмотря на то, что трекинг-байки рассчитаны на длительные велопробеги, они всё же не для туринга.
Шоссейный
Спрос на шоссейные гибриды велик по причине невысокой цены в сравнении с настоящими шоссейниками, которые бывают на несколько порядков дороже. Но характеристики таких гибридов тоже неплохие. Все их отличает жесткая вилка, так как амортизация понижает накат. Колеса у гибридных шоссейников большие — 28-29 дюймов. Чем больший диаметр колес, тем выше скорость можно развить. На классическом шоссейном велосипеде по песку не поедешь, а на гибридном шоссейнике всегда можно переехать через бездорожье.
Применение
На гибридных велосипедах ездят везде как по ровным дорогам на дальние расстояния, так и по бездорожью, или их используют просто для прогулок. Эта немоторная техника предназначена и для размеренной езды, и для экстремального катания, но не слишком; всё зависит от навесного оборудования. Велотуристы по большей части путешествуют на гибридных моделях, но и любители здорового образа жизни им также отдают предпочтение, так велосипед они используют в качестве агрегата для аэробных тренировок с целью поддержания мышц ног, да и всего тела в тонусе.
Обзор производителей
Merida Crossway
Это не бюджетный класс, но такие велобайки стоят своих денег, хотя бы даже по внешнему виду. Все тросы спрятаны в полостях алюминиевой рамы, всё идеально аккуратно. У мягкой амортизированной вилки ход штока 65 мм. Дисковые тормоза и манетки фирмы Shimano. На заднем колесе установлена кассета на 15 звезд, спереди — двухрядная звезда, таким образом получается 30 скоростей.
Jamis Coda Elite
Разработчики этой модели постарались удачно сочетать положительные качества шоссейного и гоночного типа. Таким образом получился хороший шоссейный гибрид, которым удобно управлять и на лесных тропинках, и на асфальтной дороге. Если поставить на эту модель широкие покрышки, то можно маневренно ездить и по песчаной местности. Передняя амортизированная вилка легкая, трансмиссия оснащена цепной передачей.
Specialized Sirrus
У этого типа гибридов нет амортизаторов, формы утонченные, плавные. Байк хорошо набирает скорость, устойчив на виражах и спусках, легко преодолевает затяжные подъемы. По внешнему виду он напоминает гоночный, но ему не хватает настоящих гоночных характеристик из-за прямой геометрии рамы и руля. Он лучше всего подойдет для умеренной езды на протяженные расстояния по шоссе.
Crossride
На рынке этот велобайк канадской разработки Crossride представлен двумя производителями — Украины и Тайваня. Хотя это и бюджетный вариант, но система тормозов и переключения передач оснащена оборудованием Shimano. Колеса могут быть 26-ти или 28-ми дюймовыми. Почти все элементы велосипеда металлические, за исключением багажника, педалей и колесных двойных ободов. Он отлично подойдет к езде на средние расстояния по трассе или умеренно-пересеченной местности.
BearBike Stockholm
Большинство рейтингов не обходится без этой модели по причине хорошего соотношения цены-качества. Привлекает взгляд эффектный внешний вид. Стальная рама хоть и несколько тяжеловата, но упрямо указывает на долговечность. Система тормозов — клещевая; при резких остановках равновесие потерять не позволит. Передний амортизатор довольно жесткий, что можно рассматривать как минус на ухабах, но как плюс на шоссе. Главное достоинство — отличная маневренность и быстрый разгон, благодаря клавишному переключателю скоростей с возможностью сброса сразу через одну звездочку.
STELS Navigator
Это лучший бюджетный гибридный велосипед. У него дисковые тормоза, 21 передача, очень легкий ход и мягкая амортизация с ходом вилки 60 мм, из-за чего на нем приятно кататься по бездорожью. На трассе он динамичный в наборе скорости, если заблокированы амортизаторы. По отзывам пользователей, эта модель не уступает люксовым байкам, но за значительно за меньшие деньги.
Советы по выбору
Гибридные велосипеды выпускают также и с рамами для женщин. С меньшей рамой и колесами 24 дюйма они подойдут подросткам. Любой велосипед следует подбирать по росту; эти расчеты вписаны в специальные ростовые таблицы. Специалисты советуют выбирать гибрид с рамой на 1 дюйм выше в сравнении с горным байком. Если велосипед подобран неправильно по росту, у вас впоследствии найдется много причин, чтобы обосновать бессмысленность покупки: шаткость езды, если он больше, чем надо, много затрат усилий при езде, если он слишком мал и тому подобное. Предлагаем советы по элементам гибридного велосипеда.
Рама
Когда рама уже подобрана по росту, до далее лучше, когда она будет еще и легкая, пружинистая, с толстыми перекладинами. Самая легкая — карбоновая, за ней идет алюминиевая. Самая тяжелая — железная, но она дешевле других. Однако железная рама не на столько тяжела, как само слово, просто несколько лишних килограмм будут несколько обременительны путешественникам при длительных вояжах или мешать спортсменам в достижении показательных результатов. Для повседневного катания железная рама вполне подойдет.
Трансмиссия
В этом отношении нет чего-то лучше или хуже. Свои недостатки и свои плюсы есть в цепной передаче, ременной, карданной. Нельзя сказать, что чем больше передач, тем лучше, всё зависит от целей пользователя. Для пересеченной местности нет необходимости в большом числе передач, но лучше, когда их больше в дорожных условиях.
Тормоза
Лучше, когда гибридный велосипед будет с дисковыми тормозами, они эффектнее в экстремальном катании и не только. Если это шоссейный гибрид, то не исключено, что у него будут ободные тормоза, V-Brake или кантилеверные, хотя это уже устаревший тип. В новых моделях применяются, наряду с дисковыми тормозами, барабанные, роллерные, гидроприводные.
Какие бы вы не делали визуальные оценки при выборе, сделайте тестовый заезд и почувствуйте велосипед перед покупкой. Гибридный байк может отлично смотреться, но вы не сможете сказать что-либо существенное, пока не проедете на нем.