При кажущейся простоте устройства велосипеда — это сложный механизм, который объединяет массу узлов и деталей. Особенно это касается современных моделей, которые отличаются расширенной функциональностью. Это повышает значение качественного и регулярного технического обслуживания, которое включает широкий перечень операций — от смазки, чистки и подтяжки до периодической замены элементов.
Большинство регулярных работ владелец байка может выполнить самостоятельно в домашних условиях, не обращаясь в профессиональную веломастерскую. Это обеспечит существенную экономию и поможет постоянно поддерживать велосипед в исправном техническом состоянии.
Инструмент и расходники для обслуживания велосипеда
Для выполнения работ по техническому обслуживаниювелосипеда и мелкому текущему ремонту потребуется базовый комплект инструментов. Значительная их часть должна присутствовать в запасе любого хозяина для выполнения мелких ремонтов и других работ по дому. Также необходим и специализированный инструмент, предназначенный для ухода за велосипедами.
В том числе основной инструментарий велосипедиста должен включать:
- комплект гаечных ключей и разводной ключ;
- комплект шестигранных ключей необходимых размеров;
- плоскогубцы;
- набор отверток;
- тонкие спицы;
- комплект лопаток для разбортирования колес;
- насос для накачивания колес;
- ремкомплект для ремонта шин;
- набор хомутов.
Этот комплект является базовым для велосипедиста. Он необходим для проведения основных видов работ по мелкому ремонту и периодическому техобслуживанию велосипеда.
При необходимости выполнения более сложных ремонтных работ потребуется специализированный инструмент. В том числе рекомендуется иметь:
- съемники для демонтажа каретки и шатунов;
- съемный инструмент для демонтажа кассет;
- специальные ключи для выполнения регулировки степени натяжения велосипедной цепи;
- машинка для выполнения мойки и чистки цепи велосипеда (цепемойка);
- ножницы, применяемые для обрезки тросиков;
- комплект для выполнения прокачки велосипедных тормозов на гидравлике;
- мерный стакан и приспособление для дозирования масла для смазки деталей.
На покупку требуемого комплекта инструмента потребуется понести разовые затраты. Однако использовать большинство из предметов этого набора можно весь период службы велосипеда и даже больше. Поэтому расходы полностью окупаются.
Расходники для техобслуживания велосипеда
Помимо инструментов и приспособлений для обслуживания велосипедов потребуются расходные элементы и материалы. Они имеют ограниченный ресурс и подлежат обязательной периодической замене. К их числу относятся:
- масла и смазки для обработки рулевого механизма, звезд в кассете,цепи, амортизационной вилки, тормозов, подшипников;
- средства для чисткимеханизмов и узлов;
- пружины, тросики, другие мелкие детали;
- колодки;
- тормозная жидкость — используется для тормозов на гидравлике и т.д.
Все расходные детали, элементы и материалы рекомендуется иметь в запасе для оперативного обслуживания и поддержания исправного состояния велосипеда.Менять расходники необходимо в сроки, рекомендованные производителем байка с учетом характера и интенсивности его эксплуатации.
Требования и рекомендации по уходу за велосипедом
Повседневный уход за велосипедом — ключевое условие поддержания его долговечности и оптимального технического состояния.
Ключевую роль в замедлении износа узлов играет смазка. Она уменьшает трение соприкасающихся деталей механизмов, предотвращает их чрезмерный нагрев при работе. Со временем масла и густые смазки накапливают частицы пыли, металлической стружки, других загрязнителей. Когда их количество превышает допустимый предел, работа узлов велосипеда сопровождается их ускоренным износом. Поэтому нужно поддерживать байк в чистоте и регулярно смазывать.
Основные мероприятия по уходу для сохранения рабочего состояния велосипеда:
- регулярная чистка и мойка, которую нужно выполнять по надобности, сильные загрязнения желательно удалять сразу;
- контроль загрязненности каретки,переключателя,цепи,подшипников,кассет других основных деталей — их состояние нужно регулярно проверять, проводить чистку и смазывать;
- устранение потеков масла, удаление отработанной смазки;
- устранение возникающих очагов коррозии;
- регулярная подтяжка резьбовых и других соединений.
В несезонный период и в период длительных перерывов в эксплуатации нужно обеспечить хранение вашего велосипеда в чистоте, в условиях умеренной влажности воздуха и плюсовой температуры. При хранении нужно исключить чрезмерную нагрузку на колеса байка. Перед началом эксплуатации после перерыва следует проверить состояние основных деталей. При необходимости меняют расходники, смазывают механизмы и т.д. Также необходимо проверить натяжение цепи и отрегулировать его.
Уход является базовой мерой для поддержания байка в нормальном техническом состоянии. Однако, чтобы максимально продлить его ресурс, обеспечить безопасную и комфортную езду без поломок, не обойтись без более сложного обслуживания отдельных элементов конструкции и механизмов.
Контроль рамы
Рама — основа конструкции велосипеда. Ее состояние требует постоянного контроля. Ее необходимо регулярно осматривать на предмет появления царапин, вмятин и других дефектов. Наиболее серьезные повреждения рамы — трещины. При обнаружении царапин их можно удалить с помощью специальных восстановительных средств. Если рама погнута или имеет вмятины, то для устранения дефектов лучше обратиться в мастерскую.
При обнаружении трещин, эксплуатировать велосипед нельзя. Рама может разрушиться в любой момент, что часто становится причиной серьезных травм велосипедиста. Наиболее вероятные места появления трещин — зона соединения с рулевой колонкой и зона под нижней трубой. Также внимания требуют места крепления задней подвески. Нагрузку на раму увеличивают дисковые тормоза — появление трещин возможно в зоне крепления тормозного суппорта к верхнему перу. Проверку состояния рамы рекомендуют проводить при каждой мойке велосипеда или еженедельно. При выявлении трещин байк лучше утилизировать.
Обслуживание колес и подвески
Во время катания колеса велосипеда могут подвергаться деформациям. Это затрудняет езду, ухудшает управляемость. Также деформированный диск ускоряет износ колеса. Для восстановления нормального состояния при несильных искривлениях используют специальный инструмент — спицевый ключ. С его помощью регулируют степень натяжения спиц колеса.
Предотвратить деформацию обода позволяет поддержание нормального уровня давления воздуха в шинах. Для этого ниппель должен быть герметичным, а покрышки — без проколов и порезов. Для оперативного устранения проколов используют ремкомплект для колес, содержащий латки. Они позволяют заклеить повреждение и быстро восстановить герметичность камеры. Разбортировать колеса рекомендуется при помощи мягких лопаток. Этот инструмент позволяет легко снять шину без повреждений камеры, покрытия обода колеса и флиппера.
Колесную втулку необходимо содержать в чистоте, избегая при этом ее мойки под сильным напором воды. Следует регулярно очищать втулку от пыли и обновлять ее смазку. Если колесо проворачивается, меняют подшипники и смазывают внутреннюю часть втулки.
При обслуживании амортизационной вилки нужно периодически выполнять ее чистку от пыли и грязи, менятьсмазку и уплотнительные элементы. Если степень амортизации невозможно отрегулировать, нужно заменить демпфер или пружину, или обе детали.
Уход за рулевой колонкой
Управляемость велосипеда, а значит, безопасность езды зависит от состояния рулевой колонки. Поэтому этот механизм требует регулярного обслуживания. Перечень необходимых работ зависит от типа используемых подшипников. В рулевых современных байков могут устанавливаться пром- подшипники и шариковые подшипники.
Обслуживание рулевой колонки первого типа заключается только в периодической смазке.Механизмы с шариковыми подшипниками требуют к себе большего внимания. В результате эксплуатационных нагрузок шарики постепенно рассыпаются. Это затрудняет работу рулем и может вызывать его проворачивание. В таких случаях нужен ремонт, в ходе которого меняют подшипники рулевой колонки и тщательно смазывают узел. Периодически рулевуюпроверяют на степень загрязнения и моют.
Обслуживание рулевой колонки велосипеда проводят перед началом сезона. Также работы необходимо выполнять при загрязнении или появлении проблем со стороны руля.
Обслуживание тормозов
Для безопасного катания на велосипеде необходимо поддерживать в рабочем состоянии тормоза. Выполнять проверку тормозной системы байка рекомендуют два раза в неделю. При этом контролируют:
- степень износа колодок,состояние тормозной поверхности;
- состояние и степень натяжения тросиков;
- завоздушенность линии — для гидравлических тормозов;
- смазку подвижных деталей.
Колодки должны быть установлены с минимальным зазором, не притормаживая при этом колесо. Поверхность обода или диска, соприкасающаяся с колодками, должна быть чистой, без искривлений. Ее нужно тщательно протирать, удалять загрязнения и потеки масла.
Условием эффективной работы тормозов является исправное состояние и точность регулировки тросиков. При правильной регулировке колодки должны моментально реагировать на нажатие и отпускание ручки тормоза.
Обслуживание велосипедной трансмиссии
Регулярное обслуживание трансмиссии велосипеда включает выполнение следующих операций:
- контроль состояния каретки, выполнение ее смазки, замена подшипников;
- проверка состояния шатунов, замена при выявлении износа;
- очистка цепи, выполнение ее смазки;
- контроль состояния звезд в кассете, выполнение их замены;
- регулировка переключателей скоростей.
Для демонтажа каретки и шатунов используют специальный инструмент — съемники. Поверхность шатунов проверяют на отсутствие трещин, контролируют степень износа подшипников каретки.Смазку узла выполняют специальным средством.
Очищать и смазывать цепь велосипеда следует регулярно. Это замедляет ее износ. Цепь моют моющим средством, удаляя с нее пыль, металлическую стружку, грязь. После мойки на цепь наносят смазку.
Звезды в кассете подлежат замене по мере износа. Менять их можно по отдельность. Инструмент для демонтажа кассеты — съемник с цепным хлыстом.
Переключатели необходимо периодически настраивать, чтобы обеспечит их моментальное срабатывание. Нужно контролировать и состояние приводного троса переключателей.